Какая национальная концепция и какие пациентские инициативы способны триединство «Врач – Пациент – Фармацевт» сделать более эффективным, рассказывает сопредседатель Всероссийского союза пациентов, Президент Общероссийской общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом, доктор медицинских наук, профессор Ян Владимирович Власов.
Текст: Светлана Абрамова
- Понятийная основа заложена Всемирной организацией здравоохранения, определяющей самопомощь (это более широкий термин, вмещающий ответственное самолечение) как способность отдельных людей, семей и сообществ самостоятельно или при поддержке работников здравоохранения укреплять здоровье, предупреждать болезни, поддерживать нормальное состояние организма, справляться с болезнями и инвалидностью. При ответственном самолечении пациент четко выполняет рекомендации докторов, а его информированность позволяет самому разбираться в том, что полезнее для его здоровья в той или иной ситуации.
Применительно к российским реалиям мы говорим об ответственном самолечении пока как о проекте, который пытается обратить внимание каждого пациента на необходимость серьезно относиться к своему здоровью, то есть своевременно обращаться к врачу, соблюдать дисциплину в лечении, собирать объективную (основанную на принципах доказательной медицины) информацию о своем заболевании, вести здоровый образ жизни. При этом врачу нужно научиться делегировать пациенту часть прав на его лечение, давая ему рекомендации, требуя их исполнения и в ряде случаев проверяя это исполнение.
Очевидно: если ответственное самолечение станет национальной концепцией, то при ее повсеместном внедрении улучшится качество нашей жизни, увеличится ее продолжительность, снизится смертность населения. Кроме того, мы сэкономим огромное количество времени врачей, потому что ответственный пациент не доведет себя до острых состояний, не будет создавать дополнительную нагрузку на службу скорой помощи, экстренные медицинские отделения. Человек, заботящийся о своем здоровье, обращается в поликлинические учреждения только в необходимых случаях, обеспечивая тем самым более размеренный режим работы системы здравоохранения. Все это оздоровит ситуацию в обществе серьезным образом.
- Да, Вы правы. У нас уже законодательно установлено разделение препаратов на рецептурные и безрецептурные, что соответствует концепции ответственного самолечения. Однако она предполагает более широкое и грамотное применение и тех, и других.
Здесь ключевая роль отводится фармацевту, поскольку именно фармацевт является первым медицинским специалистом, к которому обращается большинство граждан России при появлении симптомов болезни. Если фармацевт действует во благо пациентов, консультирует для того, чтобы оказать человеку медицинскую помощь, а не в целях увеличения продаж, - граждане получают необходимую достоверную информацию, позволяющую им самим справиться с легкими недомоганиями, а с более серьезными проблемами незамедлительно обратиться к врачу.
Проблема заключается в том, что аптеки не являются медицинскими учреждениями, хотя и контролируются Росздравнадзором, - в своей деятельности они руководствуются торговым законодательством и, как любое предприятие торговли, нацелены на извлечение прибыли. Поэтому нередко производитель или дистрибьютор лекарственного препарата вынужден заключать маркетинговый договор на суммы вплоть до 500% стоимости самого препарата. Понятно, что лекарство взлетает в цене, а если внутренняя политика компании-производителя не позволяет сделать такой договор реальным, оно в аптеки (= аптечные сети) не попадает. Возникает искусственный дефицит лекарств, производящихся в России в достаточном количестве!
Для решения этой проблемы мы предлагаем Министерству здравоохранения РФ рассмотреть вопрос об учреждении аптекоуправлений, координирующих работу аптечных сетей. Кроме того, речь идет об обучении и врачей, и фармацевтов, и пациентов. Нужны пациентские школы, как можно больше образовательных циклов в СМИ. У нас есть специалисты, готовые просвещать население, рассказывать, как правильно заботиться о своем здоровье.
- Ответственное самолечение – это ни в коем случае не бесконтрольный прием лекарственных препаратов. После получения квалифицированной консультации от медицинского специалиста (фармацевта) человек может самостоятельно использовать безрецептурные средства при проявлениях простуды, желудочно-кишечных расстройствах, суставной боли, лихорадочных состояниях, аллергии, небольших ранах и других недомоганиях. Пациенты, проходящие курсовое лечение хронических заболеваний, самостоятельно принимают назначенные врачом рецептурные и безрецептурные препараты, руководствуясь прописанными доктором алгоритмами. К примеру, сахароснижающие лекарства при сахарном диабете или противоастматические лекарства.
- Следуя формулировке статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния». Поэтому так или иначе все становятся пациентами – кто-то раньше, кто-то позже – с того момента, как обратились к медицинскому специалисту.
Первичные пациенты (ощутившие некое болезненное состояние) чаще всего обращаются к фармацевтам. Здесь наступает зона ответственности фармацевта не как представителя торговли, а как медицинского работника, обязанного при симптомах серьезного заболевания направить человека к врачу. Ответственность пациента – в том, чтобы последовать профессиональному совету, исполнить все назначения врача, пройти необходимую диагностику, лечение и реабилитацию.
Так называемые вторичные пациенты имеют многолетний опыт лечения хронических заболеваний и в зависимости от того, как ведет себя болезнь, могут самостоятельно выбирать нужный алгоритм, предложенный врачом. Помимо этого, они соблюдают режим дня, физических и интеллектуальных нагрузок, диету, исключают вредности, в том числе вредные привычки, что способствует лучшему состоянию организма.
- Сделанные мне назначения я исполняю, регулярно прохожу профилактические осмотры. В этом плане я ответственный пациент. Удовлетворен ли я собой как человек, который исполняет распорядок дня или умеет грамотно распределить физическую и ментальную нагрузку? - Нет, не удовлетворен. Не так-то просто быть ответственным пациентом. Но надо стремиться. И абсолютно точно: я сейчас являюсь более ответственным пациентом, нежели год назад.
- Да. Пример тому – наш проект «Чтобы жить долго», посвященный людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Невзирая на то, что ССЗ - одна из самых частых причин смертности, примерно 30% таких пациентов позволяют себе лекарственные каникулы. Поэтому мы проводим большую работу, информируя и самих пациентов, и их родственников о потенциальной опасности и необходимости продолжать медикаментозное лечение. Удалось добиться выделения средств: теперь в течение 2 лет после выписки из стационара человек с сердечно-сосудистой патологией имеет право на льготное лекарственное обеспечение.
Стартовал наш новый масштабный проект «Заботимся о своём здоровье» - надежный ресурс, доступный абсолютно каждому, кто хочет сохранить здоровье себе и своим близким. Здесь собирается правовая информация для пациентов, с понятными разъяснениями, какие у них есть права при получении медицинской помощи и что делать, если они нарушаются. Все публикующиеся материалы о различных заболеваниях рецензируются медицинскими экспертами, что совершенно точно способствует повышению медицинской грамотности у пациентов. А грамотный пациент – это и есть основа ответственного самолечения.