Анатолий Стремоухов: «Я за медицину вдумчивую…»

О том, как и зачем возвращать медицину в медицину, чему учить врачей и почему пациентам нужно повышать медицинскую грамотность, рассказывает доктор медицинских наук, профессор, директор Института профессионального образования Ассоциации врачей первичного звена СИРАНО Анатолий Стремоухов.

Текст: Светлана Абрамова

Про личную ответственность

90% людей считают, что за их здоровье отвечает врач. А осознание личной ответственности за свою жизнь и здоровье приходит только тогда, когда что-то случается. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Надо хорошенько уяснить: если вы курите, постоянно употребляете алкоголь, передаете, мало двигаетесь, то рано или поздно ваш организм даст сбой со всеми вытекающими последствиями. Единственное противоядие – здоровый образ жизни (физическая активность и правильное питание).

Правда, об этом легко рассказывать, но очень трудно сделать. И нам, врачам, самим для себя, и тем более для пациентов - воспитать в них необходимость ответственно относиться к своему здоровью.

Про медицинскую грамотность

Полагаю, наиболее реальный способ изменить отношение людей к здоровью – это повышение медицинской грамотности населения, предусматривающей профилактику, самодиагностику заболеваний и самоконтроль состояния здоровья на основе доступной медицинской информации и возможностей самолечения, а также эффективное использование лекарственной терапии (в основном безрецептурных средств) и медицинских технологий.

Чтобы пациент мог повысить свою медицинскую грамотность, ему нужна информация из специализированных источников. То есть от врача и провизора. Их слаженное взаимодействие и преемственность в сопровождении пациента обеспечивают успех в реализации ответственного самолечения.

Какие инструменты должны быть в помощь ответственному пациенту?

  • Доврачебный прием средним медицинским персоналом (тем более что у нас 1,5 миллиона медсестер)
  • Врачебный прием
  • Профилактический осмотр
  • Диспансеризация
  • Центр здоровья
  • Школа здоровья
  • Фармацевтическое консультирование

Чтобы эти инструменты заработали в полную силу, их необходимо развивать.

Про врачей

Я за медицину вдумчивую, неторопливую, в лучших традициях врачевания. У меня, как семейного доктора, много пациентов; ко мне обращаются с разными проблемами, как хроническими, так и остро возникающими, но постепенная, без лишней суеты работа позволяет мне обучить пациентов алгоритмам действий в той или иной ситуации. Они знают, как снять острую боль, когда какой лекарственный препарат принять, как скорректировать свой рацион и т.д. Но это долговременное индивидуальное ведение пациента и его семьи.

Вопрос: где взять столько врачей, чтобы таким образом работали со всеми пациентами? Подразумевается, что таким врачом является участковый терапевт, и я вспоминаю времена, когда участковые терапевты действительно хорошо знали всех пациентов (причем в нескольких поколениях) на своих участках, кто чем болеет, как живет. С утратой участковости у врача исчезло чувство своего пациента.

Врач работает в предлагаемых обстоятельствах. А сегодня это и постоянно меняющиеся нормативные акты, и бесконечный документооборот, и неразбериха с записью, и то и дело «подвисающий» компьютер. Это невозможность на приеме внимательно осмотреть пациента, потому что напирает возмущенная очередь из других пациентов. В этой суете теряется главное предназначение доктора – помочь человеку оставаться здоровым.

Про доверие и культуру

Спросите людей, какими источниками информации они пользуются для поддержания здоровья? 90% назовут что угодно (советы знакомых, популярные блоги и т.п.), кроме рекомендаций медицинских работников (врача и провизора). Почему так происходит? Врач (я говорю об амбулаторно-поликлиническом звене, не о медицине высоких технологий) потерял ту степень уважения, которая должна быть, чтобы пациент в первую очередь обратился к нему. В крупных городах врачи поликлиник занимаются прежде всего документооборотом и маршрутизацией – тем самым они поставлены в очень неловкое положение, когда сама структура работы не подразумевает вдумчивый контакт с пациентом. Пациент это видит, поэтому вменяемых ответов от врача не ждет, значит, и не задает вопросов, а чаще всего приходит только за направлением. Получается, что пациент предоставлен сам себе, хотя вроде бы есть у нас и врачи, и фармацевты.

Как это преодолеть? Считаю, что в первую очередь нужно возвращать медицину в медицину, учить врачей работать так, чтобы они выполняли свою врачебную функцию. Это возможно. Для этого нужно вернуться к последней «работающей версии», которая, поверьте, была неплоха и действовала до перехода российского образования на Болонскую систему.

Нужны толковые специалисты, которые умеют работать с людьми (личностями и их семьями) и имеют такую возможность. Тогда пациент испытывает доверие к врачу, выполняет его рекомендации.

В стране 670 тысяч врачей – найдите среди них того, кому вы доверяете, и жизнь заиграет другими красками. Во всех городах и весях есть доктора, пользующиеся заслуженным уважением. Они в медицине нащупали врачевание, и этим врачеванием помогают людям. Очень важно человеку найти своего наставника, к которому можно обратиться за советом, - именно из этого взаимодействия произрастает ответственное самолечение.

Еще есть такое понятие – культура здоровья, это составная часть общего культурного уровня человека. Поэтому, как это ни странно, расширение кругозора, чтение хорошей литературы, посещение музеев и театров – все влияет на правильное отношение человека к здоровью.

Так что старайтесь развиваться духовно и физически. Если твердо решили сделать что-то полезное для себя, не нужно ждать понедельника, - начинайте прямо сейчас.