Елена Вольская: «Где эталон правды о лекарствах?»

Откуда пациенты получают информацию о лекарствах, насколько она понятна и достоверна, рассказывает Елена Алексеевна Вольская, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко» РАН, председатель Независимого междисциплинарного комитета по этической экспертизе клинических исследований, председатель Межвузовского комитета по этике, член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, эксперт в сфере лекарственного менеджмента.

Текст: Светлана Абрамова

- Елена Алексеевна, почему, на ваш взгляд, лекарства – для нас, как это ни парадоксально звучит, больная тема? Причем речь не о дефиците препаратов или высоких ценах, а скорее, о сложности выбора.

- Да, действительно, помимо обеспечения лекарственными средствами существует и другой аспект проблемы с лекарствами: отсутствие понятной всем пациентам и достоверной информации о них.

Мне нравится озвученное на конференциях Всемирной организации здравоохранения определение: лекарственный препарат – это действующее вещество + информация о нем. Без этого второго компонента ожидаемого лечебного эффекта не будет.

А откуда граждане России получают сведения о лекарствах?

Во-первых, от врача. Однако, судя по результатам опросов, врачебное консультирование имеет определенные недостатки (в одном из проведенных опросов большинство опрошенных указали: о том, как принимать препарат, врач консультировал менее 1 минуты).

Во-вторых, от провизора или фармацевта. Но, как всем известно, нередко системы мотивации сотрудников в торговых сетях (то есть бонусы при продаже определенных препаратов) аннулируют беспристрастное консультирование в пользу пациента. Поэтому многие пациенты сомневаются в объективности рекомендаций.

В-третьих, из рекламы. Реклама – важный источник так называемой «сигнальной» информации, она сигнализирует: «Появился новый препарат, обещающий быть эффективным» или «Начался сезон простудных заболеваний - надо помнить о профилактических средствах». Мы понимаем опасность такого недостоверного источника, поскольку население с одинаковым доверием принимает рекомендацию врача, телевизионную рекламу и листовки, брошенные в почтовый ящик.

В-четвертых, от родных, близких, знакомых. Это советы из серии «а мне помогло».

В-пятых, из официального источника - инструкции к лекарственному препарату. Инструкции по медицинскому применению, вложенные в упаковку препаратов, - самый массовый источник официальной информации о лекарственных средствах, так как они сопровождают каждую упаковку приобретенного лекарства. К сожалению, они предназначены исключительно для врачей!

Инструкции представляют собой сводную характеристику продукта, включающую его фармакологические, клинические и фармацевтические свойства. Написаны они научным языком, напечатаны мелким шрифтом. Большинство пациентов выбрасывают эти бумажки, даже не читая их. А если читают, то, видя огромный список противопоказаний и побочных эффектов, могут отказываться от приема препарата. Получается, что непонятный текст провоцирует отказ от лечения.

- Иными словами, отсутствие понятной для пациентов официальной информации препятствует ответственному самолечению даже безрецептурными препаратами?

- Конечно. Ответственное самолечение – это сознательное применение пациентами методов и средств для сохранения и улучшения здоровья, что возможно только при наличии объективной, актуальной, внятной, доступной для понимания информации.

Перевод некоторых лекарств, который произошел в середине 1980-х годов в США и Европе на рельсы безрецептурного отпуска, подразумевал, что население само будет применять эти лекарственные средства. Но самолечение охватывает не только безрецептурные препараты – это и аппаратные методики (всевозможные приборы), и лекарства по рецепту. Чтобы население ответственно использовало все эти методы, необходимо качественно информировать о главных правилах их применения, очень строго относиться не только к обращению этих средств на рынке, но и к потокам информации о них. На мой взгляд, здесь у нас как раз болевая точка, потому что производители, естественно, стремятся продвинуть свои разработки – это разрешено государством, и невозможно только регулированием рекламы и маркетинга ограничить нецелесообразное применение всех средств – нужно, чтобы люди понимали, что и когда они принимают, когда надо советоваться со специалистами, когда можно без этого обойтись.

Недаром в большинстве государств Европы существует понятие традиционных лекарств, так называемых бабушкиных средств. Обычно это фитопрепараты (например, камиллосан), известные с давних пор, - хотя они никогда не проходили клинических исследований, за счет огромного количества времени, умноженного на количество их применений, они доказали свою по крайней мере безвредность, а иногда и эффективность.

- Как складывается мировая практика? Как информируют пациентов о применении лекарств на Западе?

- С 1990-х годов в странах Европы и Америки существуют 2 главных источника официальной (= государственной) информации о лекарственных средствах. Это SmPC (Summaries of medical product characteristic) – документ для специалистов здравоохранения - врачей, аптечных работников, - описывающий характеристики и правила применения лекарственного средства, то есть аналог нашей инструкции по медицинскому применению препарата. А также обязательный листок-вкладыш в упаковку каждого лекарства – рассчитанная на массовую аудиторию памятка о правилах приема, показаниях, противопоказаниях и предупреждениях. Как раз такой вкладыш, сделанный специально для пациентов, и помогает им правильно использовать фармацевтическую продукцию.

- Что нужно, чтобы население России тоже могло пользоваться понятной и достоверной информацией о лекарствах?

- Прежде всего нужна соответствующая законодательная база. Когда в 2010 году принимался федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», обсуждались и вопросы информирования населения о лекарствах, но в законе этого нет. А значит, у населения России нет эталона правды о лекарствах, одобренного государством в лице Минздрава.

У нас существует регистр зарегистрированных в стране лекарственных средств, но является ли он источником информации для пациентов, если разобраться в нем затруднительно даже специалистам здравоохранения?

Необходим стандарт информации о каждом препарате и законодательное требование, чтобы в каждой упаковке с лекарством появился листок-вкладыш, специально написанный для пациента.

- Кто ответственен за создание эталона правды о лекарствах?

- За информацию о лекарствах, безопасность и эффективность лекарственных средств отвечает государство, потому что оно регистрирует лекарственные средства.

- Что, на ваш взгляд, могут сделать пациентские организации, чтобы наконец у пациентов появилась необходимая им информация о лекарствах?

- Информировать население о существующей проблеме и предложениях экспертного сообщества, вовлекать все большее число людей в обсуждение, добиваться государственных решений, способствующих главному – сохранению здоровья нации, во многом зависящего от правильного применения лекарств.